За месяц с лишним в движении, моё представление по вопросу довольно сильно менялось, и даже сейчас оно как-то неопределенно.
Если в конце февраля, Монтелиберо был однозначным «проектом либертарианцев», то к началу апреля слова Светова, что это бизнес по продаже участков, уже не выглядят столь оторванными от реальности.
Я поясню.
На сайте, и по вступлении в большинство чатов, новых членов просят подтвердить свою приверженность НАПу. Я не очень понимаю, как можно соблюдать НАП, и не быть при этом либертарианцем. Но мне пояснили, что во-первых не все согласны вешать на себя описательный ярлык, а во-вторых, этих разных движений много, нюансы решают, есть всякие минархисты и либертины-наркоманы. И поэтому фильтром на вход в сообщество является не называние себя либертарианцем, а на приверженность НАПу.
Хорошо.
А затем выясняется, что не все понимают концепцию НАПа, а потом выясняется, что похоже и я не понимаю. И там в возможном диапазоне понимания есть такие серые зоны, что хоть белые хоть черные.
Например, для меня, если ты стоишь на НАПе, то это как-то само собой разумеет, что ты не можешь признавать возможным нарушение НАПа другими людьми. Иначе это какой-то бред получается. Мол, сам-то я нападать не стану, но я не против, если кто-то другой вас ограбит, особенно если нужно для доброго дела.
Да-а, в либертарианском движе есть минархисты. Я лично их вижу, как недозревших анкапов. Ну не может вот человек полностью отпустить государство в своей голове. Компромис достигается за счет того, что такой человек обычно оставляет за государством минимальный функционал: охрана, суды. Догадываюсь, что сами минархисты скорее всего видят себя как людей более рациональных и понимающих суть вещей. А я в их глазах дурак и фанатик.
Затем я вижу в чатах Монтелиберо заявления, что глупо это отказываться от инвестиций из-за идейных соображений. Потом, что можно быть либертарианцем и нарушать НАП. Затем, что «технически между коммунизмом и анкапом нет разницы» (надеюсь, что последнее — это чисто эффект вырванности из контекста).
Сперва Монтелиберо мне показался проектом сродни FSP, эдакий культурный «сионизм», где под этим словом подразумевается идея, что жить в окружении культурно-близких тебе людей приятнее. Что нас таких везде мало, давайте скучкуемся, чтобы хотя бы где-то нас стало много.
Когда я приехал в Черногорию и повстречался с переселенцами Монтелиберо, то в этом своём представлении я утвердился. Чудесные ощущения, видеть и общаться с десятками людей, которые разными путями, но дошли до осознания себя либертарианцами. У меня лично такого опыта не было. Когда ЛПР только формировалась как тусовка, я уже перестал жить в Москве и Питере.
А сейчас мне видится, что стремление нарастить массу движения идёт во вред казалось бы того минимального фильтра, что был. Что «поддерживать НАП» совсем непонятно чем является. Что в клубный посёлок готовы пригласить кого угодно, лишь бы принёс денег. В чатах есть откровенные этатисты (ок, вроде один такой явный) и это как бы норм.
Монтелиберо, как движение, оно либертарианское?
Какой НАП мы ожидаем, чтобы поддерживали наши члены?
Или, что точно делает человека несовместимым с Монтелиберо?
Либо определение движения размылось, и теперь это просто сообщество «ну в целом хороших мирных людей».
Либо всё-таки есть какие-то ясные критерии, и хотелось бы их более конкретного изложения, а не ссылку на многословную сухую статью про НАП в Википедии.
Предлагаю допилить в нашей вики статью про НАП и везде давать ссылку на неё.
И решить, что мы делаем с людьми, которые может нам и симпатичны, но отпустить идею социального государства не могут, или не считают нужным. Просто изгонять? Переводить в «сторонники»? Вести душеспасительные беседы, пока человек не раскроет глаза, или не сбежит сам? 🙂
Понять, где просто бизнес, и деньги не пахнут, а где этот бизнес — часть движения, и накладывает на себя какие-то базовые ограничения.