Много разговоров о том, как важен блокчейн в повседневной жизни ближайшего будущего. Обычно за этим содержится мало конкретики. Либо, как в случае с предпринимательской деятельностью, это касается, к сожалению, лишь небольшого круга интересантов. Давайте попробуем это исправить на конкретном, значительно более универсальном кейсе с нотариальными правоотношениями.
Напомним, что нотариусы визируют контракты как третья сторона, гарантируя, что стороны договорились до одного и того же, и в будущем текст этого контракта не будет любым из них подделан. У нотариусов есть одно большое преимущество, связанное с тем, что их данные имеют значение для национальных судов и исполнительных служб. Но любой, кто имел реальные дела с последними, знает, что это всё имеет очень мало толку, и по факту государства обычно не имеют функциональных механизмов (а точнее желания) принуждения к исполнению контрактов.
Публичное давление, позор и бойкот нарушителя имеют куда большее значение. Но для этого всё же нужно иметь чёткий механизм проверки достоверных деталей соглашения, исключающих подделку контракта любой из сторон. Нотариус же сам является стороной активного коррумпирования, причём даже при наличии функциональной системы исполнения наказаний. «Чёрный нотариат» существует и активно злоупотребляет своей властью. И это даже без учёта общей бесполезности, громоздкости и дороговизны этого архаичного института. Небольшой вклад в его отмирание хотелось бы внести этой статьей.
Итак, можно ли надёжно зафиксировать результаты любой письменной договорённости без государственных нотариусов? Нам поможет хеширование и блокчейн с весьма тривиальными и общедоступными шагами, а именно:
Шаг первый. Достигаете со своим контрагентом тех или иных условий, фиксируете их на бумаге и оформляете ваш контракт, например, в PDF файле.
Шаг второй. Используя одно из множества специальных приложений, вроде этого, хешируете файл, получая из него, например хэш SHA1 в кодировке Base64, выглядящий как уникальный произвольный набор символов, тривиально создающихся без каких-либо компетенций, за пару кликов. Тут важно, что применяя один и тот же тип хеширования к одному и тому же файлу, вы будете получать один и тот же уникальный набор символов. Их расшифровка в обратную сторону невозможна, но обладатели исходного файла всегда могут убедиться, что имеют дело с одним и тем же оригиналом исходного документа, поскольку их хеши будут совпадать (и, наоборот, при замене любого знака в документе, получится совершенно другой хеш).
Шаг третий. Для большей надёжности и визирования достоверного факта согласия на контракт отправьте этот хеш друг другу в формате memo в произвольной транзакции в блокчейне. Мы рекомендуем использовать блокчейн Stellar и указанный выше сервис хеширования, поскольку они удобны и доступны, но можно выбирать и любые другие сочетания.
Вот, собственно, и всё. Теперь у вас есть сверхнадёжный способ фиксации и проверки достоверности любых контрактов при помощи современных технологий, без необходимости прибегать к каким-либо авторитетным посредникам. Любой внешний наблюдатель в любой момент может проверить, чей именно вариант контракта настоящий, кто его визировал и, как следствие, кто прав в возможном споре. Проблему персональных данных и связи ФИО и адреса в блокчейне можно решить, просто включив в текст контракта персональные данные сторон подписания. При этом сами эти контракты остаются у вас, и третье лицо не сможет ознакомиться с их содержанием, пока вы сами не предоставите ему исходный текст этого контракта. И в то же время всегда можно легко убедиться в том, что стороны договорились именно до того, а не другого, просто сверив хеш и зашифрованный им файл.
Разумеется описываемая схема не решает полностью проблему принуждения к контрактам. Однако ведь и государство в этой своей способности далеко не функционально и доходит порой до непомерных обременений к этим услугам — вплоть до угрозы ядерного апокалипсиса.
В общем, можно бесконечно долго рассуждать о роли свободы личности и неагрессии, а можно здесь и сейчас внедрять и распространять практики, свободные от государственного принуждения и его агентов, приближая этим здесь и сейчас лучший свободный мир, что вам и советую начинать делать.