Предложенная на иллюстрации органиграмма носит очень условный, модельный характер, ни в коей мере не претендуя на точность, но она важна для понимания того, что на данный момент представляет собой МТЛ и куда оно может дальше двигаться, а также что в рамках этого делает или может делать каждый конкретный участник движения.
Представьте, что каждая точка — это индивидуум, линии — это связи доверия и кооперации между ними, узлы, очерченные пунктиром, — зоны конкретных организаций. При этом под сообществом МТЛ понимается совокупность, включающая не только участников движения Монтелиберо, разделяющих его цели и принципы, но и все их локальные связи, в том числе с людьми, ещё не вовлечёнными в само движение, но так или иначе кооперирующимися с участниками, то есть находящимися в социальной периферии, участники которой также потенциально могут быть вовлечены в движение.
Любая страна в мире и любая группа на планете поддаётся подобному моделированию при помощи «социальных графов«. Часто общество описывают как пирамиду, где есть масса угнетённых людей внизу и небольшая группа господствующих над ними лиц вверху, но куда корректней и адекватней описывать общество через подобные социальные сети и узлы в них, где люди, создающие вокруг себя наиболее влиятельные и значимые узлы, как раз формируют общественную повестку и управляют не только локальными сообществами, но и странами.
Блокировки Роскомнадзором оппозиционных СМИ или аресты лидеров оппозиции — это удары по контрэлитным социальным сетям, чтобы лишить их узлов и сделать их более рыхлыми. Знаменитые коррупционные оргии с участием Ротенбергов и Ролдугиных, неприкосновенность коррупционной элиты или дотации Кадырову с игнорированием всей его самодеятельности вплоть до похищения людей — это, напротив, усилия по сплачиванию и сохранению доминации собственного узла и его способности стягивать на себя другие ключевые социальные узлы в обществе. С известной долей упрощения и оговорок можно сказать, что весь политический процесс можно описать как плетение игроками своих социальных сетей, которые бы оказались более крупными и более качественными, чем сети их оппонентов.
Речь конечно не только о количестве социальных графов сводящихся к одному человеку, но и их плотности (готов ли человек на том конце социальной паутины оплатить второму адвоката или выйти для его защиты на улицу либо ограничится переживаниями и выражением сочувствия в случае нарушения его прав и интересов?), а также степени их «рокадной» связности — то есть количестве и качестве социальных связей в группе, помимо рассматриваемого узла, что определяет, сохранится ли и сможет ли функционировать группа при устранении её лидера.
Из всего этого нетрудно сформулировать такую рабочую гипотезу: для того чтобы движение Монтелиберо реализовало свою повестку в Черногории, его социальная сеть должна обладать наибольшей в стране массой, связностью и плотностью. Конечно все эти параметры желательно учитывать и анализировать, но даже в самом общем виде, «вслепую», эта модель позволяет лучше понимать, что и зачем нужно делать в рамках движения. А именно: следует целенаправленно и систематически развивать социальные связи и в сообществе, и, главное, вне его, обеспечивая движению всё более широкое сетевое покрытие, пока основные социальные узлы в стране не окажутся внутри него.
На практике это очень плохая новость для интровертов. Ведь это означает, что участникам движения следует со всей серьёзностью относиться к своему социальному капиталу (количеству и качеству своих социальных связей), уделяя внимание не только расширению и углублению своих социальных контактов, но и дальнейшей их связности с максимумом других участников движения. Можешь познакомиться с человеком — непременно знакомься. Можешь подружиться — заводи дружбу. Можешь познакомить с ним своих коллег в движении — знакомь. Даже простое механическое расширение социальной сети МТЛ уже само по себе вело бы к успеху проект Монтелиберо. При этом все частные действия являются лишь средствами обеспечения этой прикладной задачи, а именно: доходность МТЛ-фонда нужна, чтобы его пайщики могли меньше работать и больше общаться друг с другом и третьими лицами, медиамаркетинг и разнообразные ивенты нужны, чтобы вовлекать в сеть новые, пока ещё холодные, контакты и так далее.
Естественно, сетевая модель, как и все другие, обладает значимыми упрощениями. В ней, в частности, не учитываются артефакты контента, который вы после себя оставляете: ведь, например, написанная вами книга даже после вашей смерти может вдохновить новых участников на завершение вашей работы. Впрочем, даже если учитывать в этой модели и мёртвых людей или косвенные связи через контент, который вы производите прямо не общаясь с его потребителем, но оказывая воздействие на его действия, то это всё ещё вполне вписывается в представленную систему. Над тем, что именно в неё вписываться не будет, но всё ещё важно при учёте и планировании, поразмышляйте сами.