На эту тему написано уже много текстов. Но много скучных букв конечно никто не читает, поэтому в частной коммуникации опять возникают недоумения и искажения. Точнее всего их сформулировал ещё Михаил Светов в том духе, что Монтелиберо-де — это «просто дачно-строительный кооператив, который, в лучшем случае, к либертарианству отношения не имеет, в худшем — под прикрытием благородной либертарианской риторики скрывается циничный коммерческий маркетинг».
Ну конечно «скрывается»! И это никогда не было секретом.
Однако стоит, видимо, в очередной раз проговорить некоторые базовые тезисы, на случай если новички о них забыли или никогда на них ранее не натыкались.
1. Движение Монтелиберо, одноимённый Фонд и проект МТЛ-сити – это разные, самостоятельные, а зачастую даже конфликтующие сущности. Аналогично могут, например, конфликтовать социальные роли школьника, владельца хомяка и внука: вы проводите время или с любимой бабушкой, или в школе, или с хомяком — и в каждом из этих состояний есть специфический набор интересов и обязанностей, и идеально совместить и реализовать их все, посвятив этому всё свое время невозможно, поскольку и время, и другие ресурсы конечны.
2. Движение Монтелиберо — это децентрализованная структура, объединённая лишь признанием принципа неагрессии и стремящаяся к тому, чтобы при помощи массовой миграции и активизма на местности, превратить Черногорию в «выставку достижений социализма» образцовую страну успешной максимизации свобод, чей пример на практике докажет, что рыночек работает, а анкап осуществим. Для этого в страну должно переехать как можно больше либертарианцев со всего мира; они должны там как можно глубже интегрироваться, помочь и вдохновить местных граждан на либертарианские реформы; ну и, наконец, сами эти реформы должны произойти. При этом само понятие «социальное движение» предполагает что оно полицентрично, у него не может быть одной организации с фиксированным членством или одного лидера. Движение всегда подразумевает широкие ассоциации, где множество лидеров и организаций действуют в общем направлении, объединённые рыхлыми целями и ценностями. В этом и заключается сила подобных структур, позволяющих переживать своих основателей и рано или поздно достигать успеха — при помощи одного или другого лидера, или, как правило, посредством их широкой коалиции.
3. У МТЛ-фонда, напротив, есть жёсткое фиксированное членство, структура и иерархия (акционерная и корпоративная), а также более чёткие задачи и цели. Главные из них основаны на гипотезе о том, что волонтёрство как чистая благотворительность не долговечно, и лучше, если оно будет осуществляться как социальное предпринимательство. Иначе говоря, основываться на обычном коммерческом интересе, который конечно следует органично совмещать с интересами более абстрактными и менее приземлёнными. Либо из вашего активизма вы будете извлекать материальную прибыль, либо вы этот активизм достаточно быстро забросите.
Отрицание этого на практике рано или поздно натыкается на железный закон олигархии и приводит к достаточно быстрому вырождению любой жизнеспособной социальной инициативы в тоталитарные секты и коррумпированные болота, в рамках которой горстка избранных основателей монетизирует как может свой проект, пока неофиты продолжают вполне искренне и бескорыстно его поддерживать. Бескорыстно, но недолго.
После непродолжительного благотворительного импульса партийная верхушка либо начинает грести деньги лопатой на лоббистских схемах и продаже мандатов, носить деньги чемоданами чёрного кэша из Администрации президента, заниматься экспроприациями и получать деньги Германского штаба… Либо она просто рассасывается и прекращает своё существование, потому что дураков чем-то долго и серьёзно заниматься себе в сплошной убыток нет. Даже если лично вы из последних сил остаётесь активистом, но воздерживаетесь от всего этого — вы всё равно проиграете тем, кто это делает, просто потому что у них будет больше ресурсов, а следовательно и возможностей.
Честно признавая эту печальную истину, мы сразу создали сверхпрозрачный инвестиционный фонд, который прямо декларирует цель максимизацию прибылей его вкладчиков. Если при этом кроме прироста капитала вкладчики фонда смогут заодно спасти мир и приблизить наступление анкапа — тем лучше. И, потом, максимизация прибылей — штука абстрактная: деньги можно вкладывать в любой точке мира и в любых подрядчиков, единой шкалы оценки адекватности инвестиционных решений здесь нет.
Да, МТЛ-фонд является частью движения Монтелиберо (МТЛ) и он приоритизирует вложения в бизнес либертарианцев (не без оснований рассчитывая, что люди, помешанные на этике неагрессии, с меньшей вероятностью окажутся агрессорами — ворами и мошенниками) и в локацию Черногории. Однако делать это себе в убыток или с непропорционально высокими рисками, просто потому что это бизнес единомышленника или в Черногории, Фонд конечно же не будет, так как его главная задача — обеспечить своих вкладчиков пассивным заработком.
Расчёт на то, что вкладчики, получая пассивный доход МТЛ-фонда, смогут высвободившиеся личные ресурсы (свободное время и жизненные силы) направить на новые социальные проекты в рамках движения МТЛ. И, потом, свобода ведь лучше, чем несвобода в коммерческом отношении, а социальная эволюция страны полезно сказывается на цене активов внутри неё. Одна из ключевых задач фонда, таким образом, состоит в том, чтобы сколотить достаточно большую группу заинтересованных инвесторов, осознающих всё это, имеющих соответствующие возможности и осмысленно их использующих, — подобно тем ребятам, которым посчастливилось купить землю под Нью-Йорком до его основания.
4. Наконец, МТЛ-сити – это один из прикладных проектов Фонда. Его реализация направлена на строительство собственного посёлка в Черногории, а в перспективе и города (есть даже надежда, не единственного). При этом проект этот — коммерческий, то есть рассчитанный на получение дохода его инвесторами за счёт арендных и коммунальных платежей, а также продажи недвижимости на его территории и других локальных форм бизнеса.
Компактное проживание либертарианцев здесь решает чисто экономическую задачу, создавая базу потенциально лояльных клиентов, которые могут дать стартовый импульс любому новому бизнесу на местности. Если вы считаете это предположение слишком циничным, то должны понимать, что этот бизнес может быть (что крайне желательно) и вашим, а значит МТЛ-фонд с радостью будет в него инвестировать.
Другие позитивные последствия — в виде создания на месте новых рабочих мест и более дешёвого жилья и его аренды – это приятные бонусы. Полезные движению, но всё же факультативные, поскольку они не могут противоречить коммерческой задаче максимизации прибыли Фонда, иначе движение просто потеряет свой актив и рассыплется, потому что его участником будет нечего кушать и они поедут в Польшу собирать клубнику.
4. Итак, главный конфликт интересов возникает именно у членов компактной либертарианской общины с общей миссией движения Монтелиберо, близкой к прозелитизму. Ведь в интересах движения, напротив, требуется максимально дисперсное и равномерное расположение либертарианцев по стране — чтобы они агитировали не друг друга (что бессмысленно и является пустой тратой времени, а значит даже вредно), а третьих, непосвящённых лиц вокруг них. Но поскольку для активизма нужны прежде всего активисты со свободным временем и свободными средствами, приоритетом проекта МТЛ-сити является всё же получение прибыли. Если его участники при этом получат удовольствие от общения с единомышленниками в условиях повышенной их концентрации, это будет не фичей, а багом, поскольку время, потраченное на коммуникацию внутри своей уже лояльной группы, окажется отнятым от агитации и вовлечения окружающих незнакомцев.
Понятно, что эта дружеская коммуникация единомышленников необходима для досуга и отдыха, но не стоит это рассматривать как полезную форму деятельности в рамках движения. Человек конечно волен пить пиво с друзьями, но не стоит ему при этом полагать что он в этот момент и таким образом спасает мир, — скорее наоборот, как раз в этот момент он его точно не спасает. Есть много более вредных форм активности, например полное бездействие или распространение учения Маркса вместо либертарианства, а то и просто грабёж, однако помните, что каждый литр пива, что вы выпили со своими единомышленниками, уже вовлечёнными в движение, вы не выпили с незнакомцем, которого могли бы убедить присоединиться к движению и сделать таким единомышленником. А ведь именно в этом и состоит изначально заявленный и очевидный смысл движения Монтелиберо.
* * *
Конечно же никто никому ничего не должен, все свободные независимые люди, делающие что им вздумается. Но это работает во все стороны. И цель данного поста не в том, чтобы призвать кого-то к чему-то («скорее, вперёд на баррикады, товарищи!»), а в попытке разобраться, где находятся «баррикады», где «товарищи» и что такое «вперёд» в пространственном смысле. А уж куда именно вы решите пойти после прочтения этого текста, — это ваш сугубо интимный выбор, который никто никому в либертарианской тусовке навязать не может. И, разумеется, это лишь субъективное мнение автора, одного из равноправных участников движения, не претендующее на конечную истину. Напротив — автор будет искренне рад содержательной дискуссии по этому вопросу.