В июле 2024 года чешское медиа Freedom Reporter опубликовало интервью о проекте Монтелиберо с активистами одноимённого движения Victor Korb & Any Ehin. Ниже — его исходная русскоязычная версия:
Хотим изменить мир к лучшему конечно 😉 Если серьёзно, то мы поставили перед собой цель проверить на практике гипотезу о том, что либертарианские и панархистские ценности, принципы и методы действительно дают лучшие результаты при решении большинства, если не всех общественных проблем. На локальном уровне мы уже доказали что анкапы могут строить дороги и создавать частные суды. Но наши амбиции выходят далеко за рамки компактных коммун — открытый социальный эксперимент под названием Montelibero project будет считаться успешным, если и когда подобные практики выйдут на уровень целой страны, и нам удастся получить привлекательный для всего мира образец полномасштабных и необратимых либертарианских реформ. Более развёрнуто концепт проекта изложен на сайте.
Идеологической базой, фреймом нашего сообщества является принцип неагрессии (NAP). Идеальная правовая ситуация, к которой мы стремимся, — это максимальная защита и реализация индивидуального суверенитета и суверенитет добровольных объединений с гарантией свободного выхода из них (после выполнения всех обязательств конечно). На практике это позволяет обеспечить мирное сосуществование и взаимовыгодное сотрудничество участников с самыми разными идеологическими установками — от либертинов и анархо-коммунистов — до консерваторов и ультра-капиталистов. Пока участники признают, что свобода одного заканчивается у кончика носа или границ собственности другого, они остаются в одном сообществе, в общей благоприятной среде для кооперации и инноваций.
В культурно-страновом отношении наше сообщество позиционируется и развивается как глобальная экстерриториальная сеть. В нём есть предприниматели из Украины и Германии, инвесторы из Индии и Израиля, строители, специалисты в IT, медиа из России, Литвы, Болгарии, Сибири и так далее. Сообщество пока преимущественно русскоязычное, но мы стараемся поддерживать и усиливать его интернациональный характер — развивая англо-, немецко- и франкоязычные коммуникационные площадки, активно внедряя эффективные инструменты перевода.
Он глобальный. Если же ограничиваться более обозримыми проектными ориентирами, то, по грубым прикидкам, основанным на мировом опыте, для достижения реальных результатов странового масштаба необходимо участие в движении как минимум 15-20 тысяч активистов. По состоянию на июнь 2024 года, активистское ядро оценивается на уровне около 200 участников (из них 124 — зарегистрированные члены Ассоциации Монтелиберо), а более рыхлая периферия сообщества — около 2000.
Монтелиберо — это транснациональное, сетевое сообщество, к которому можно присоединиться и активно участвовать, находясь в любом месте Земли. В качестве опорной территории, на которой концентрируется внимание и усилия, выбрана Черногория. Если кратко, выбор обусловлен оптимальным сочетанием факторов, позволяющим рассчитывать на успех либертарианских реформ. Небольшой размер, удобное расположение, этническое разнообразие, развитая демократия и толерантность… Черногория оказалась единственным решением серьёзной исследовательской задачи, резюме и визуализацию которого можно посмотреть на сайте.
В Черногории участники проекта живут в разных городах: в Будве, Баре, Ульцине, Подгорице, Херцег-Нови и др. Наиболее крупная часть территориального комьюнити сосредоточена в Баре. Этот прибрежный муниципалитет мы выбрали как имеющий наибольший потенциал застройки и экономического развития. В этом же районе строится наш собственный посёлок, будущий город, визитная карточка всего проекта — Montelibero City (чаще его называют MTL City).
Мы строим самоорганизующееся сообщество свободных людей. Поэтому основные усилия направлены на создание, развитие и масштабирование технологических решений, обеспечивающих свободу личностей и их добровольных отношений, позволяющих регулировать эти отношения без унизительной зависимости и давления со стороны этатистских структур. По оценке многих независимых экспертов, именно развитая токеномика, или блокчейнизация отношений, является одной из главных «изюминок» Montelibero project. С помощью уникальных блокчейн-технологий и инструментов участники сообщества решают большинство актуальных задач, в том числе всевозможные обмены активами, трансграничные переводы, краудфандинг коммерческих и некоммерческих проектов, потребительское кредитование, акционирование, токенизация недвижимости и многое другое. Кроме чисто экономических сделок освоены и практикуются инструменты независимого нотариата, а также оформления отношений других видов — дружбы, волонтёрства, брака, кооперации и так далее. Блокчейн позволяет всё это делать с максимальным удобством, доступностью, надёжностью, прозрачностью и децентрализованно.
«Совершенно свободное общество» — это, наверное, всё-таки некий идеал, цель, ориентир, к которому стоит стремиться, но вряд ли можно достичь. Точно не при нашей жизни и вряд ли в этом веке. Да, мы стремимся к максимальному уровню индивидуального суверенитета свободных личностей, обеспеченного добровольными отношениями и надёжной защитой от любых проявлений агрессии. Поэтому мы поддерживаем любые, даже самые скромные шаги в этом направлении. И наш проект — это именно такой шаг, позволяющий хотя бы немного (а в некоторых аспектах и весьма существенно) повысить уровень свободы в сообществе и степень его защищённости от внешних и внутренних угроз.
Не углубляясь в теоретические дебри, отметим, что понятие личной свободы неразрывно связано с самим понятием личности, то есть субъекта, способного осознавать себя и действовать в соответствии с собственными представлениями. Любые попытки лишить человека возможности делать самостоятельный выбор, какими бы благовидными предлогами это ни оправдывалось, отнимают или ограничивают личную свободу.
Мы объединяемся, чтобы вместе защищать своё пространство свободы, добровольно помогая друг другу — ровно в той степени, в которой каждый участник такого добровольного объединения это считает оптимальным. По модели win-win.
Да, мы мечтатели. Но одновременно мы реалисты — и мы отлично понимаем, что успех нашего социального эксперимента будет возможен, лишь когда нам удастся создать достаточно яркий и привлекательный образец свободного общества «в натуре». Общества, в котором люди удовлетворяют потребности всех уровней Пирамиды Маслоу наилучшим образом, с высшими качественными и количественными показателями. Мы хотим, чтобы Черногория в результате либертарианских реформ продемонстрировала экономическое чудо, вошла в группу стран с самым высоким индексом качества жизни. А выход на уровень страны должен произойти предельно органично — через постепенное масштабирование и институирование практик, проверенных на локальном уровне.
Стопроцентных гарантий защиты от этатистской агрессии, разумеется, нет. Но можно и нужно контролировать известные риски и постоянно повышать общий уровень защищённости.
Нашу свободу защищает то, что большинство существенных активностей в проекте оформляется или реализуется в «слепой зоне» для этатистов — в Интернете и в блокчейне. Важно отметить, что вся эта деятельность абсолютно легальна, с точки зрения черногорского законодательства.
Защищённость нашего проекта повышают его интернациональность, экстерриториальность и децентрализованность. Этим он отличается от аналогов — преимущественно или исключительно территориально локализованных либертарианских проектов — деревень, коммун, городов. Успешно атаковать наше DAO Ассоциация Монтелиберо и, тем более широкое объемлющее движение Монтелиберо, практически невозможно, т.к. в первом персональные данные максимально децентрализованы, а во втором вообще нет фиксированного членства.
В самой Черногории наши участники стремятся выстраивать и поддерживать как можно более лояльные отношения с резидентами и самим как можно быстрее и плотнее адаптироваться и интегрироваться в местную экономическую, социально-культурную и бытовую сферы. Ведь это один из ключевых методов и факторов успеха проекта в целом.
В общем, мы понимаем, что за суверенитет наших участников и сообщества в целом нам придётся много бороться. Мы осознаем свою зависимость от внешней среды и свой долг эту среду улучшать, если мы не хотим дождаться момента, когда она придёт «улучшать» нас по своим замыслам и правилам.
Смотря по какой шкале оценивать. В глобальном или страновом масштабах — на самой ранней стадии. Мы пока сосредоточены на первичной концентрации ресурсов, вовлечении участников, отработке процессов самоорганизации и формирования дееспособных, продуктивных и устойчивых социальных структур, которые могли бы начать активное масштабирование и активное воздействие на внешнюю среду. Но кстати, когда мы в 2021 году затевали этот проект, мы сразу предполагали, что не менее пяти, а то и десяти лет понадобится на то, чтобы собрать силы и ресурсы, организоваться, обеспечить релокацию первопроходцев и их обустройство жизни на новом месте…
А вот как раз эта стадия уже вполне достигнута, поскольку, как уже было сказано выше, сообщество Montelibero project существует и развивается на базе современных блокчейн-технологий. Внутри нашей экстерриториальной контрактной юрисдикции нет иерархии и отношений «начальник-подчинённый», многие административно-технические функции реализуются автоматически или полуавтоматически и с максимальной прозрачностью. Все отношения строятся на основе добровольных контрактов и принципов открытого рынка. В системе уже нет границ, лицензирования и налогов, нет диктата и силового монополизма ни в одной из сфер — наоборот поощряется и стимулируется кооперация на основе свободного обмена идеями и ресурсами и выбора оптимальных решений. Поэтому можно уверенно констатировать, что в Монтелиберо инструментов, технологий и практик реализации и защиты личной свободы уже существенно больше, чем за её пределами, даже в сравнении с большинством либеральных демократий. И, в то же время, их всё ещё крайне мало, чтобы можно было успокаиваться и почивать на лаврах.