Что отличает вас от того, кто вами правит? Тот парень знает, кому позвонить и что сказать, чтобы подчинить вас своей воле, а у вас о нём такой информации нет. Информационная асимметрия порождает асимметрию доступа к распоряжению ресурсами и следовательно власть одних над другими. Нас как приличных людей, то есть гуманистов и анархистов, это не устраивает.
Что вообще такое токеномика, и почему мы с ней так носимся? Чтобы целостно объяснить это, потребуется зайти издалека.
Для понимания значимости токеномики надо вначале осознать критически важную роль, которую для становления и развития человеческой цивилизации играет письменность. На протяжении всей истории нашего вида продолжается малозаметная, но крайне значимая борьба между старичками-инсайдерами, уже пожавшими плоды этого культурного навыка, и всеми остальными, которых они при помощи этого информационного преимущества сворачивают в бараний рог, обладая массивом накопленных, зафиксированных знаний, которых нет у простолюдинов.
Изначально, когда жрецы и племенные вожди освоили технологию письменности, она наделила их буквально божественным статусом, позволяя при помощи учёта, сохранения и последующего анализа и прогнозирования получаемых таким образом массивов данных кормить бедных, организовывать великие стройки, управлять плодородием целых регионов и собирать армии — лишь потому, что у людей, контролирующих технологию письменности, было абсолютное преимущество над простолюдинами и варварами, для которых способность предсказать разлив реки или организовать крупномасштабное наступление или распределение хлеба и засев зерна — всё это было чудом, магией, для получения даров которой требовалось верно служить людям более сведущим.
Если бы технологии письменности оставались доступными лишь на глиняных табличках и рунических камнях, вероятно, мы бы до сих пор считали жрецов и династии правителей наместниками богов или самими богами. Однако технологический прогресс сильно потрепал этот исторический порядок вещей. Он подложил элитам свиней в виде бумаги, печатного станка, радиоволн, а потом ещё и Интернета и пустил в епархию накопления, сохранения и обмена данными (а значит и другими ресурсами) широкие массы, которые тут же начали самоорганизовываться, свергать Римский престол и рубить головы королям и олигархам, ограничивая их произвол разными еретическими идеями, вроде гуманизма, спонтанного порядка, свободного рынка и прав человека с Реформацией. Таким образом собственно и запустился прогресс и последовал новый виток развития цивилизации, следующий после аграрной революции и перехода от племён к оседлым цивилизациям.
Однако эта многовековая информационная революция не закончилась — впереди нас ждут события, сравнимые по значимости с появлением печатного станка и сельского хозяйства. Грядёт Интернет вещей, когда управление материальными ресурсами из привычных иерархических пирамидок во главе с остатками жреческой власти «посвящённых» окончательно перестроится в горизонтальную сетевую структуру на основе Интернета.
Одним из остаточных форпостов жреческого жульничества остаются централизованные реестры — базы данных с жёсткой иерархией управления, на которой нанизаны имущественные реестры прав собственности. Эта конструкция по-прежнему централизованно управляет экономикой и не позволяет перейти к чистому рынку, потому что свобода рыночных агентов ограничена произволом чиновника. Хочешь получить регистрацию юридического лица — принеси жертву в храм Левиафана. Хочешь получить кредиты, инвестиции, платежи, совершать сделки — жрецы в галстуках ждут жертв за доступ к «сакральному знанию» об управлении централизованными реестрами данных, через которых всё ещё проходит и регистрация хозяйствующих субъектов, и привлечение ими инвестиций на фондовых биржах, и платежи в банковской системе. Всё это искажает чистоту спонтанного порядка и свободного рынка, позволяя его коррумпировать в интересах тех, кто контролирует любой государственный централизованный реестр данных, на которых всё это работает. Сейчас, когда при помощи этой же дубины государство решило загонять своих подданных на военный убой, шантажируя их дискриминацией в реестрах собственности, надеемся ни у кого не осталось иллюзий о том, почему правители цепляются за контроль этих инструментов? Забавно, что и «либеральные государства прогрессивного Запада» применяют аналогичную методику по дискриминации в своих реестрах на основании гражданства, лишний раз подчёркивая глобальный масштаб этой проблемы.
Интернет заложил технологическую основу для завершения этого порядка вещей. Но определяющий вклад внесла технология блокчейна, поскольку распределённая база данных позволяет обходиться во всех ключевых для экономики операциях без централизованных (а значит коррумпируемых) реестров, на которых основано любое политическое управление. Ведь что первым делом устраивал каждый завоеватель? Подушную перепись для сбора дани, пропорционально ресурсам, которыми располагали их жертвы. Процесс конечно сильно облагородился со времён монгольских и норманнских вторжений, но суть осталась неизменной и сегодня.
Но теперь, чтобы создать юридическое лицо или вести бизнес как индивидуальному предпринимателю с собственным счётом и коллегиальным управлением, не нужно идти по чиновничьим кабинетам, платить им за дозволение работать и исполнять их коррупционные правила, — достаточно создать мультиподписной кошелёк на блокчейне, положить на него нужные активы, принимать и отправлять с него платежи. Фирмы и платежи в государственных юрисдикциях становятся архаикой, а с ними отмирает и сама концепция налогообложения, а также техническая возможность его применять. Ведь у хозяйствующих субъектов на блокчейне больше нет юрисдикции, и даже сам базовый блокчейн, на котором они всё это делают, уже не столь значим, потому что набор данных о структуре собственности и обязательствах предприятия можно просто скопировать и воспроизвести на любой другой совместимой блокчейн-платформе в Интернете!
Нет, вы конечно всё ещё вольны декларировать свои доходы и платить налоги там, где считаете нужным, но это уже ваше личное решение как физического лица, выбирающего себе страну проживания и её налоговое резиденство, а не ваше обязательное бремя как экономического агента на мировом рынке.
Важнейшим технологическим чудом, необходимым для подобного вытеснения старых юрисдикций, являются «токены». Они представляют собой цифровые активы, единицы учёта, которые могут отображать любые имущественные объекты и явления, например доли собственности в фирме, её облигации, производственные обязательства, рабочее время, квадратные метры недвижимости и что угодно ещё, чем их производитель (эмитент) фактически владеет и готов гарантировать связь между этим фактическим активом и ассоциированным с ним токеном. И, значит, государственные реестры данных теперь не нужны вообще нигде и сохраняют своё значение лишь в силу инерции сетевых эффектов и технологической дремучести широких масс. Ну ничего, грамотность тоже не сразу стала массовой, и мы конечно намерены это недоразумение исправить и помочь в распространении технологии, делающей невозможным вечное сохранении «юрисдикций» и вытекающих из этого понятий «политического регулирования бизнеса» и «налогообложения бизнеса» (с налогообложением физических лиц сложнее, так как большинство людей всё ещё вынуждены физически находиться на территории определённых стран, что впрочем, сильно локализует эту проблему).
Итак, вы хозяйствующий субъект любого масштаба, оказывающий любые услуги и заинтересованный в любой экономической деятельности, от ремонта сапогов и починки канализации соседям в микрорайоне, до сбора инвестиций на строительство космического лифта. Какие возможности вам даёт токенизация:
1. В базовом варианте вы можете просто завести криптокошелёк и использовать его для платежей и хранения цифровых активов вместо банковского счёта. Это тривиальная операция и, надеюсь, вам, дорогой читатель, не нужна с этим особая помощь. Но дальше будет удобнее иллюстрировать всё на конкретном примере криптофинансового инструмента, которое мы сами активно используем и продвигаем (есть масса аналогичных решений и схем действий, но отработанные нами подходы и продукты мы можем рекомендовать и отвечать за результат).
В качестве базового блокчейна, на котором можно начинать осваивать эти «тайные знания», мы рекомендуем Stellar — как минимум потому что сами накопили уже значительный опыт его использования и можем выступать экспертами и консультантами, а ещё и потому, что у него крайне низкие комиссии и крайне высокая прозрачность и простота. Важное уточнение: если вы замышляете нечто не просто свободное, но и откровенно криминальное, то Stellar конечно вам не подойдёт, но и мы вам тут не помощники; и, вообще, от такого вида активности будет больше вреда — не стоит так делать.
2. Если вы не самозанятое лицо, а компания, то вы можете прикрутить к управлению счётом до 20 участников-подписантов и реализовать различные модели принятия решений. Вы можете оставаться единоличным владельцем и единолично же принимать все решения и совершать все сделки либо можете распределить голоса среди подписантов, наделив их различными или равными весами — как при обычном акционерном управлении предприятием.
Дальше и начинается собственно токеномика, т.е. более сложная экономическая деятельность с использованием различных вариантов цифровых активов — токенов.
3. В базовом варианте токеномики собственные токены могут использоваться как векселя, фиксирующие покупку вашего рабочего времени, или, например, обязательств на выполнение работ или поставку товаров. Токены таким образом выполняют функцию авансовых платежей и в любых не единоразовых, а регулярных и продолжительных отношениях они оказываются удобней обеим сторонам. Продавец может планировать свои работы, ориентируясь на то, кто, сколько и с какой целью приобрёл его токенов-обязательств. Покупатель легко перекладывает бремя доказательства содержания и качества выполненных работ на поставщика услуг или товаров, так как эмитент токена заинтересован не только получить аванс, но и вернуть свои токены, что соответствует подписанию акта сдачи-приёмки выполненных работ, оказанных услуг или поставки товаров. Поскольку всё это происходит в блокчейне — автоматически формируется цифровой след этих отношений, превращающий деловую репутацию эмитента в информационный актив с открытыми данными. Любой пользователь в любой момент может анализовать и оценивать качество услуг поставщика по тому, сколько обязательств-токенов он уже продал и как часто и быстро он их получает назад. Да, всю эту информацию может анализировать и налоговый инспектор, однако для предъявления фискальных требований ему ещё потребуется доказать, что все эти операции происходили в его налоговой юрисдикции и являлись деятельностью, приносящей доход. При желании вы сами можете параллельно декларировать эти операции в своём кассовом учёте и показывать прибыль от этой деятельности, но это уже будет результат вашего добровольного и осознанного выбора.
4. Более сложный вариант токенизации — использование токенов для привлечения заёмных средств либо для продажи конкретных объектов имущества. В этих случаях эмитент наделяет те или иные токены определёнными свойствами, основанными на его добром имени и цифровой репутации, или на «объективных» параметрах токенизированного имущества. Это может быть, например, токен, фиксирующий права на квартиру, которую вы продаёте, долю в предприятии, которую вы готовы уступить за инвестиции или облигации, по которым вы обязуетесь выплачивать определённый процент дохода. Вариантов подобных этим связей столько, сколько позволяет ваша фантазия. Отражая подобные операции в блокчейне, вы фиксируете для потомков информацию, создавая аналог ценной бумаги, «фактического документа». А если когда-то потребуются юридические действия в национальных юрисдикциях, например по изменению состава собственников какого-то актива, — это будет легко сделать. но уже на уровне номинальных операций, вторичных по отношению к реальным сделкам, фиксируемым максимально надёжно на глобальной децентрализованной платформе Интернета. Таким образом, вам не обязательно переплачивать нотариусам, банковским посредникам и фондовым биржам, чтобы иметь весь необходимый набор процедур, оформляющих взаимные права и обязательства участников гражданских сделок.
Итак, в токеномике предельно упрощено решение задач получения кредита или реализации акций, но всё ещё остаётся проблема сбыта, и сможете ли вы получить желаемую ликвидность в большей степени зависит от вас самих.
Стоит отметить, что вся эта информация вряд ли интересна крупному бизнесу, имеющему доступ к широким возможностям развитых институциональных решений, — она, в первую очередь, для самых маленьких и начинающих предпринимателей, которые разорятся на юристах и которым не дадут банковский кредит без нужного залогового обеспечения или предложат грабительскую ставку. На глобальном криптовалютном рынке пока не так много готовых (доступных, удобных и надёжных) решений для каждой подобной операции — их ещё потребуется поискать или разработать самим. Но ведь никто и не обещал, что борьба за освобождение от рабства — это тривиальная и лёгкая операция, свобода требует жертв, и, если вы на них не готовы, — наслаждайтесь рабством.
Мы в МТЛ-фонде уже имеем значительные наработки в упрощении и в автоматизации всех описанных выше сценариев и алгоритмов, а также некоторые ресурсы для взаимовыгодного сотрудничества с любыми проектами, готовыми к этому тяжёлому и рискованному пути. С вопросами и предложениями вы всегда можете обратиться к нам в Телеграме, через специального чат-бота поддержки https://t.me/mtl_helper_bot.
Во второй части этой статьи сосредоточимся на конкретике, перейдя от теории к сугубо практическим вопросам.